Главная
/
Статьи

Заколдованное село

Есть легковоспламеняющиеся предметы, а в Дагестане есть село, которое на удивление часто горит… В Мококе, что в Цунтинском районе, почему-то очень пожаронеустойчивые жилые дома и прочие постройки общего значения.
i
i Фото: i
Есть легковоспламеняющиеся предметы, а в Дагестане есть село, которое на удивление часто горит… В Мококе, что в Цунтинском районе, почему-то очень пожаронеустойчивые жилые дома и прочие постройки общего значения.
В августе 2016 года в с. Мокок Цунтинского района случилось ЧП общереспубликанского масштаба: сгорело 83 дома, это около 150 хозяйств, ведь в одном доме, как правило, проживают несколько родственных семей. А с домами сельчан дотла сгорели и сельская администрация, и библиотека, и культурно-досуговый центр. Люди разводили руками на пепелище и находили приют преимущественно у членов своего тухума, живущих в разных уголках республики. По дагестанской традиции отказать в крове родня, даже самая дальняя, не имеет права, но временное пристанище вдруг начало становиться продолжительным…

Село застраивать и выдавать компенсацию в те годы никто не спешил, как на то рассчитывали сельчане, и мококцы потянулись в Махачкалу, на правительственную площадь мозолить глаза тогдашнему руководству.

В 2017 году СМИ писали: «Жители сгоревшего дагестанского села восемь месяцев ждут компенсаций, чтобы начать восстановление домов, передают привет Рамазану Абдулатипову и просят о помощи Рамзана Кадырова». В то, что в беде поможет глава соседней республики, верилось больше, чем своему руководителю…

Очень раздосадовало сельских жителей обещание властей построить новый поселок и его невыполнение. Раздражало и то, что положенная по Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» компенсация им также не была выдана, кроме единовременной выплаты: по 5 тысяч рублей на человека, но не больше 25 тысяч на семью.

Поговаривают, недобрые люди, прознав про беду мококцев, ссылаясь, якобы, и на возмутительное шушуканье некоторых чиновников из коррумпированного правительства республики, имели неосторожность заподозрить маячивших за окнами Белого дома пикетчиков в преднамеренном заговоре: мол, сами, небось, подожгли свои хибары, чтобы им за госбюджетные деньги новые дома построили и деньги этим сельчанам, привыкшим на соцвыплаты или маленькие зарплаты выживать в высокогорье, выдали бы…

В прошлом году информ-ресурс «Это Кавказ» написал следующее: «Через неделю после пожара республиканские власти сообщили, что погорельцам выделили землю под строительство новых домов: «Земельный участок с выездом на место изучен специалистами, по нему уже получено положительное заключение – на данном участке строить жилые дома можно. 

В течение одного-двух дней проектировщики составят план застройки, затем можно будет приступить к строительству жилых домов». Но под застройку выделили землю, у которой есть хозяева, и не все из них согласны ее отдавать. Юридически она числится принадлежащей селу, а в Дагестане есть такое понятие – «наследственные земли». Несмотря на экспроприацию, коллективизацию, депортацию, в горах до сих пор помнят, какому роду принадлежит каждый клочок земли, а ислам запрещает строиться на чужой земле».

Ну а то, что в Цунте люди особо набожные – это всем известно. Тут даже ударяются в радикальный ислам, о чем свидетельствуют не раз проводимые в Цунтинском районе КТО и криминальные хроники о попавшихся на пропаганде экстремизма, терроризма или участии в бандформировании жителей района (как мужчин, так и женщин). Цунта граничит с Грузией, вот и с лихих годин сформировались лазейки для адептов международного террора.

Но вернемся к погорельцам. Мококцы изрядно потрепали нервы в схватке с абдулатиповским кабинетом. Когда составили списки претендентов на компенсации и тп, другим сельчанам, не вошедшими в официальный список, пришлось в суде доказывать, что они на самом деле проживали в селе. Однако МВД Дагестана опротестовало эти решения в Верховном суде РД на основании проверок по учетам УВМ МВД по РД на предмет соответствия указанных адресов и паспортных данных граждан.

Тогда погорельцы решили бастовать и угрожать голодовкой, если власти не выплатят им положенные компенсации.

В ноябре прошлого года руководитель Управления по делам  ГО и СЧ РД Тажудин Батурбиев прояснил, что на стадии принятия решения находится проект распоряжения Правительства РФ на 23 млн рублей для компенсаций за утраченное имущество (по 100 тыс. руб. на каждого, но не более 300 тыс. руб. на семью). На строительство новых домов и водоотведение Минстрой РД запрашивал более 600 млн, но Минфин РФ отказал, ссылаясь на субвенции из федерального бюджета. Поговаривают, перед своей отставкой Рамазан Абдулатипов обратился к Дмитрию Медведеву с предложением софинансирования: 30% затрат республика берёт на себя, а 70% – из федерального бюджета.  

Вскоре на смену Абдулатипову пришел назначенец Кремля Владимир Васильев, и новый председатель Правительства Дагестана Артём Здунов, занявший этот пост после ареста проворовавшегося предшественника Гамидова, летом этого года сделал распоряжение  выделить из резервного фонда республики более 77 млн рублей на выплату компенсации 107 жителям села Мокок Цунтинского района.
По уточнению одного местного издания, сумма компенсаций погорельцам Мокока за утрачённое жильё при пожаре варьируется от 500 тыс. до 1,1 млн рублей.

Как только при новом правительстве перед мококцами наконец замаячили реальные деньги, 17 октября этого года, вечером, когда дети уже разбежались давно по домам, в сельской школе вспыхнул пожар. Заколдованное какое-то место, это село Макок…

Усилиями восьми человек и с привлечением двух единиц техники ЧП смогли ликвидировать.

Сразу подал голос глава Цунтинского района Пахрудин Магомединов, оповестивший власти и Минобр республики в том, что загоревшаяся школа 1974 года постройки, выполнена из бутового камня с деревянными перегородками. В общем, и правда, аварийная школа с  процентом износа более 70 и явно подлежащая сносу, не очень бы хорошо смотрелась на фоне обновленного после пожара села. А в «стройку века» в своем любимом селе набожные мококцы верят…

В данный момент 92 учащихся, и коллектив школы из 28 учителей и 11 технических работников (по подсчетам Магомединова) стараются жить и учиться в спартанских условиях.

Пока еще устанавливаются причины пожара в местном учебном заведении, занятия будут проводиться в соседнем корпусе школы в три смены.

  • i

Комментарии (0)

    Новости

    1638262660

    В Дагестане осуждена женщина за призывы к убийству полицейских

    1638135116

    Дагестан, возможно, прославится легкоатлетами

    1635948412

    Дагестан принимает первый фестиваль муралов «Стена»

    1635948208

    Неспортивное поведение чиновников из Дагестана

    1629354254

    В Дагестане принято решение увеличить число электричек на направлении Махачкала–Дербент

    1627752392

    Дорогое авиатопливо в Махачкале бьет по карману пассажиров

    1627752152

    Парки Махачкалы продолжают стремительно коммерциализироваться

    1627334857

    Наши спортсмены непобедимы, потому что привились отечественной вакциной

    1625984829

    В Дагестане снова всоминают подвиг Нурбагандова

    1625567544

    Дагестан потрясло жестокое бытовое убийство

    Наши авторы

    Алина Орлова

    Алина Орлова

    Не установлено

    Ольга Дьякова

    Ольга Дьякова

    Иван Ставропольский

    Иван Ставропольский

    Демиос Алиев

    Демиос Алиев

    Вилонова Оксана

    Вилонова Оксана