Главная
/
Статьи

Уйдет ли в отставку глава Тляратинского района после выступления учителей Сикарской СОШ?

Говорят, школа – это второй наш дом. Действительно, значительную часть жизни, важный период нашего становления как личностей мы проводим в стенах альмы-матер.
i
i Фото: i
Говорят, школа – это второй наш дом. Действительно, значительную часть жизни, важный период нашего становления как личностей мы проводим в стенах альмы-матер.
Не мудрено, что и педагогический состав прописан стать нашей второй семьей, ибо там нас учат, воспитывают, вкладывают в нас свои знания, переживают за нас, стараются быть неравнодушными и к нашему настоящему, и будущему.

Оттого накрепко записан в календаре праздников и День учителя. Его, кстати, учредили по решению ЮНЕСКО, в далеком 1994 году. День праздника определили как 5 октября, ибо именно в этот день 1966 года Международная организация труда и ЮНЕСКО утвердили документ, который регламентировал работу педагогов.

Так что, несмотря на то, что в советское время День учителя приходился на первое воскресенье октября, с 1994 года мы решили отмечать сей праздник со всем миром – 5 октября. 

О важности профессии педагога говорили во все времена. В нашей стране, в тот же советский период было принято восхвалять благородный труд учителя в книгах, фильмах, телерепортажах, на страницах печатных изданий, несмотря на то, что и случайных людей в этой профессии тоже находится немало, особенно в наши дни, и сфера образования является у нас одной из самых коррупционных.

Но 5 октября, конечно, оды возносятся сердцем тем, кто на самом деле болеет душой за подрастающее поколение, кто свой педагогический подвиг достойно исполняет каждый день. 

Увы, всё в нашей республике большей частью пока поставлено с ног на голову. Учителям порой приходится облачаться в рыцарские латы и, отрываясь от учебного процесса, рваться на амбразуру вместо тех, кто по должности должен обеспечивать необходимые условия для учебы, преподавания и быть заинтересованным в хорошем уровне образования и здоровья учащихся.

Как яркий пример того – передача, вышедшая на Первом канале страны ко дню учителя в этом году, где дагестанские педагоги, по сути, взывали к помощи, отчаявшись достучаться до чиновников на местах.
В рамках программы «Мужское/женское», что ведут Александр Гордон и Юлия Барановская (ведущая, кстати, не так давно посещала Дагестан с благотворительной акцией), традиционно готовят выпуск, посвященный Дню учителя. 4 октября Первым каналом было показано, как можно любить учеников и свою профессию, посредством историй о невероятных людях, которые, несмотря на трудности, продолжают нести знания детям. 

Центральными героями передачи стали директор и учителя сельской школы с. Сикар в Тляратинском районе Республики Дагестан, которые рассказали, а выездные журналисты Первого канала показали, насколько трудоемким может быть учебный процесс, когда буквально классы разбросаны по поселению, на учебу надо добираться почти час и нет должного оснащения.

Школа общей площадью 320 кв. м в селе Сикар Тляратинского района была уничтожена огнем 18 февраля 2016 года. В ней учились дети из четырех близлежащих сел, в общей сложности 58 учащихся. На дворе XXI век, а судя по видео, где показаны так называемые классы и ученические места, здесь словно только что Октябрьскую революцию пережили.

Экс-глава РД Р. Абдулатипов сокрушался, что Дагестан увяз в Средневековье, а чему тут удивляться, когда десятилетиями республика чиновниками-казнокрадами безбожно обворовывается и деньги из республиканского и федерального бюджетов не доходят до адресатов!

Что помешало местечковым властям за почти четыре года отстроить новую школу для сельских детишек? Бюрократические проволочки и многое еще чего, что стоит к разбирательству подключать уже и верховную власть республики, и прокуратуру.

Дагестанские герои программы и съемочная бригада Первого канала показывают площадку, выделенную властями под строительство нового учебного объекта: непродуманно, неудобно добираться, а самое главное – никаких подвижек строительства нет.

Школа была построена в 1978 году примитивным образом, из разбросанных колхозных, совхозных сараев, как рассказывает нынешний ее директор Ахмед Баширович Магомедалиев. Его старший брат Насрула Магомедалиев стоял у истоков организации в селе Сикарской СОШ, по сути, он и «выбил» учебное заведение для своих сельчан и много труда вложил, чтобы она стала полноценной школой. 

– Раньше ведь в нашем селе была только начальная школа, а после третьего класса наши детки вынуждены были ходить за 5 км в соседнюю школу, – рассказывает Насрула Баширович. – Зимой такое путешествие было опасно даже для взрослых, моего деда, одного из наших учителей по пути следования к той школе настиг обвал». 

Случись такое несчастье с местной молодежью, которые в силу своей детской, подростковой беспечности подвержены большей опасности, подобное обернулось бы трагедией. Это и тревожило сердце директора, и он стал добиваться, чтоб в Сикаре открыли полноценную школу. Правда, чтобы донести нашу проблему и всю важность открытия в селе учебного заведения, Насрула Магомедалиев написал в «Пионерскую правду».

Опыт обращения к средствам массовой информации теперь решил перенять его брат, ныне руководитель Сикарской СОШ, и пришел на Первый канал. Так местечковые власти в Дагестане не смогли скрыть очередной позор.

Сознание горцев, с лихих 90-х боявшихся по очевидным причинам вступать в конфронтацию с сильными мира сего (Дагестан трясло от всплеска коррупции, криминала, связанного с высокодолжностными чиновниками), уже поменялось. «Ходоки к Ленину», то есть к центральной власти в Москве, стали частыми гостями подобных «рупоров гласности». Местное чиновничество в глазах простого дагестанского люда дискредитировало себя на протяжении десятилетий. Сейчас новая команда в высшем руководстве республики, но старая система в изобилующем муниципалитетами Дагестане еще полностью не сломлена. Но, похоже, наши простые земляки наловчились бороться с коррупционерами и разгильдяями, несправедливом отношении к себе – им даже под силу достучаться до Путина (дагестанцы нередко участвуют в прямых линиях с Президентом РФ), выйти со своими проблемами не только на местное ТВ, но и на ЦТ. Вот и сейчас они нашли возможность рассказать о своей беде с телеэкрана, став участниками передачи правительственного Первого канала.

– Я с 1992 года занимаю должность директора Сикарской СОШ, – отмечает Ахмед Баширович, – и уже с 1997-го стал неоднократно обращаться к нашему руководству, указывая на то, что школа находится в аварийном состоянии. 

И вот, как следствие бездействия властей, Сикарское ветхое учебное заведение загорелось и сгорело в 2016 году, вызвав слезы у детей и взрослых. К счастью, хоть не в учебное время. И начались мытарства. Усилиями директора, педагогического коллектива, несмотря на то, что школа сгорела, учебный процесс не останавливался: нашли возможность приспособить под классы частные помещения. Беда в том, что разбросаны они по поселению, вплоть до учительской, к примеру, и директор, и учителя выделяют комнаты в своих домах.

Преимущественно настоящее убожество, а не школьный инвентарь был показан в репортаже Первого канала, а учителю информатики Сикарской СОШ за неимением компьютеров, по сути, на пальцах приходится учить детей этому предмету, то есть даст она им может только теорию.

«Мы обращались к руководству республики, – говорит директор. – Бывший министр экономики и территориального развития Дагестана сообщил, что выделяется 25 миллионов рублей на начало строительство школы в 2017 году».

В документе, датированном 6 апреля 2018 года указано, что администрацией МР «Тляратинский район» определен участок для строительства школы, в ближайшее время будет проведена дорога к месту строительства и готовится проектно-сметная документация. 

Загвоздка в том, что к этой сумме, как софинансирование, должны были приложить средства из местной администрации, однако глава района 25 млн руб. не реализовал, побоявшись, что всю нужную сумму на школу не наберется, хотя руководство Дагестана обещало, что 25 млн – это только первый транш (ремарка Гордона). 

Ахмед Магомедалиев стал обивать пороги кабинетов главы района, Минобра РД и в итоге получил письма из Министерства экономики Дагестана, в которых было прописано, что «в связи с невозможностью выполнения работ в осенне-зимний период деньги были возвращены в Министерство финансов РД», после этого опять выделили деньги. Так началась почти история из мультфильма про Простоквашино: «У меня есть посылка, но я вам ее не дам, потому что у вас документов нет». На строительство школы в с. Сикар выделяли деньги, по сути, махали перед носом ими, но в руки получателя не давали и обратно уносили.

Директор Сикарской СОШ объяснил позицию местного руководства: «При все при этом глава района Раджаб Гаджиевич мне говорит, прежде чем начать здесь строительство нового учебного здания, пусть правительство Дагестана гарантирует, что все деньги будут полностью выделены на строительство школы».

А по проектно-сметной документации (на которую уже истрачено казенных 2 млн 400 тыс. рублей!) строительство учебного заведения в селе выходит в 96 млн рублей! Это на 45 учащихся и 22 учителя!
В студии Первого канала при таких цифрах ахнули. Это ж какую сельскую школу можно «отгрохать» за такие деньжища! Почти 100 млн рублей!

Братья Магомедалиевы заметили, что если бы сразу на счет школы поступили те 25 млн руб., что ранее выделялись на адрес района, здание уже было бы построено, а директор отчитался бы за каждую копейку из этой суммы! 

Время, когда людские разговоры о мошеннических схемах, работающих в дагестанских чиновнических кругах, до сих пор не прошли. Кто-то из нас всё еще уверен, что школы и другие социальные здания горят и отстраиваются у нас не просто так. По крайней мере, каждый пожар и нужда в строительстве открывает перспективы для очередного обогащения не честного на руку местного чиновничества. Мол, главы муниципальных администраций обязательно «поимеют» со строительства того или иного объекта при сговорчивости начальства соцобъектов-погорельцев. А долгострои в Дагестане – это верный признак, что стороны «не договорились».

Ведущий программы А. Гордон в объектив камеры прямо обратился к главе Тляратинского района Раджабу Раджабову, заподозрив того в нежелании строить новую школу в данном селе. «Раджаб Гаджиевич, я усматриваю здесь уже следы преступления. Деньги были выделены, Вы пообещали в 2019-ом году школу уже сдать. Вы не сделали НИ-ЧЕ-ГО для того, чтобы эта школа уже стояла», – эмоционально заявил известный журналист.

– Школа по бумагам есть, а практически ее нет, по своей инициативе вы ее, получается, расселили по всему селу, лишь бы дети продолжали обучаться, – заметил ведущий программы.

Действительно, это настоящий педагогический подвиг, ибо и сами учителя вынуждены 45 минут добираться до места учебы, а потом бегать по разбросанным классам. Стоит ли говорить, что дети в любую погоду так же должны перемещаться с места на место, тем более время пути в так называемую школу выматывает маленьких и не всякий из них может сразу включиться в учебный процесс.

Сбор школьников проходит на небольшой площадке на высоте, окруженной бревнами и навеивающей ужас столичному жителю своей откровенной убогостью и древностью. По заверению жителя соседнего села Никар, чьи дети также ходили в Сикарскую СОШ, все значимые школьные мероприятия проходят на более просторной площади, прилегающей к месту, где была ранее сикарская школа, что сгорела почти 4 года назад. После праздничной части и детям, и взрослым снова приходится идти серпантинами в гору к своим учебным классам, разбросанным в частных домах.

«Я такого никогда не видел, – за время передачи не раз хватался за голову Гордон, – не укладывается просто в сознании!». Действительно, как такое может быть, когда на дворе уже XXI век, а у сикарских детишек парты, наверное, помнящие еще дедушку Ленина, – надо спросить у дагестанских чиновников. 

«Несмотря на все трудности и даже нехватку учебного материала (тех же компьютеров и тд) с нас требуют той же подготовки учеников, как и в современных московских школах, ибо все учащиеся страны должны сдать ЕГЭ», – заметила учительница русского языка и литературы Сикарской СОШ Гулизар Абдулаевна Рамазанова, подтвердившая плачевное состояние материально-технической базы школы и проблему несплоченности учащихся и учебных кабинетов.

Вот перед зрителями и открылась еще одна правда, почему дагестанским детям не получается справляться с ЕГЭ на должном уровне либо процветает здесь коррупция, когда баллы «покупают», коими историями пестрит дагестанский соцсегмент.  

«Я обращаюсь не только к руководству района, но и республики, – воскликнул Гордон от всего увиденного. – Мне кажется, это для Республики Дагестан просто стыдно! А я абсолютно точно знаю, что для любого дагестанца понятие стыда – это не пустое понятие. Вот то, что к нам, на Первый канал, пришли люди, которые самоотверженно трудятся, а им никто, кроме них самих не помогает в этом, - это стыдно для республики! Вот правда - не укладывается в голове. Я хочу показать вам одного из сельчан, который в собственном доме выделил сразу два помещения, где учатся шестиклассники и восьмиклассники. Это учитель родного аварского языка Сикарской СОШ».

Самоотверженный педагог съехал с семьей с жилого первого этажа на второй этаж своего дома, чтобы предоставить комнаты для классов, поддерживая инициативу взрослого населения сёл, чьи дети ходили в ныне уже сгоревшую сикарскую школу, лишь бы их дети не ездили на более отдаленные расстояния в другие школы района. Некоторые родители и вовсе приняли решение уехать из села ради того, чтобы у их детей была возможность ходить в школу с большим комфортом, ибо дорога в гору, когда дети устают, потеют, простужаются постоянно, негативно сказывается на учебном процессе, теряется интерес к учебе.
Аксакал села и вовсе пожаловался, что по традиции в Дагестане много детей в семьях: «У меня самого восемь внуков, мы встаем с раннего утра и буквально тащим на себе детей в непогоду, боясь, что с ними в дороге может приключиться беда и они не дойдут».

Гордон в студии пообщался и с маленькими жителями сел Сикара и Никара, желающими учиться нормально, а потом снова воззвал к совести дагестанских чиновников: «Понимаю, что это глас вопиющего в пустыни. Но у вас крепкие родовые связи, и глава республики нас услышит».

«Владимир Васильев и так помогает, – заметила его соведущая Барановская, – главное – чтобы услышала местная администрация, которая увидит детей, которые мечтают о новой школе, учителей… – Если глава республики не сделает вот так, – Гордон изобразил щелчок сверху вниз, – по местной администрации, то ничего и не будет!

По сравнению с детьми из других регионов страны и особенно на фоне учащихся екатеринбургской школы №106, которая со своими колоннами, зеркалами, портьерами, мраморными полом и лестницами в стиле ампир, классами, насыщенными учебным материалом, интерактивными досками и оргтехникой, сикарские мальчишки и девчонки вообще выглядят заброшенными и никому, кроме их родителей и учителей, не нужными.

К слову заметить, в Дагестане школы горят ну уж слишком часто. И в Тляратинском районе это уже не один подобный пожар. В селении Генеколоб Тляратинского района Дагестана 28 февраля 2017 года выгорела местная школа. Ранее, 23 февраля, в селе Тлайлух уже Хунзахского района в одноэтажном здании сельской школы заполыхал огонь. Февраль – словно плановый месяц по возгораниям школьных учебных заведений в сельской местности Дагестана, подумают многие. Сикарская СОШ ведь тоже выгорела во второй зимний месяц в 2016 году.

Странно, что на кавказском информ-ресурсе уже 24 февраля 2016 года был выложен «сказ о том, как постарались сохранить учебный процесс местные власти», хотя, судя по недавней передаче на Первом канале, это заслуга учителей и жителей сёл, чьи дети ходили в Сикарскую СОШ.

Почти 4 года назад пресс-секретарь администрации Тляратинского района Назир Алихазумов отчитался о том, что «ученики сгоревшей школы в селе Сикар Тляратинского района Дагестана школы возобновили обучение, теперь занятия проводятся в частном доме».

Далее сказано, что «в субботу, 20 февраля, было проведено собрание, в котором приняли участие министр образования и науки республики Шахабас Шахов (ныне арестован за должностные преступления), глава Тляратинского района Раджаб Раджабов и жители села. На нем было решено временно организовать учебный процесс в одном из частных домов». 

В 2016-ом году Минобрнауки Дагестана обещало, что учителя и ученики сгоревшей школы получают всевозможную поддержку: для продолжения учебного процесса в частном доме им предоставили необходимое оборудование, учебные принадлежности и т.д.: «За праздники здание было подготовлено к новой роли, и теперь все 58 школьников могут там учиться. Вопрос о месте строительства новой школы будет решать специальная комиссия».

Однако то, что было показано на главном канале страны в этом году, поразило всех и заставило возмущаться бездействием дагестанских властей и искренне сочувствовать ученикам и учителям Сикарской СОШ. 

  • i

Комментарии (0)

    Новости

    1642754839

    За призывы к осуществлению экстремистской деятельности осужден житель г.Махачкалы

    1642482052

    В Каспийске начали вести работу по созданию красивой аллеи

    1638262660

    В Дагестане осуждена женщина за призывы к убийству полицейских

    1638135116

    Дагестан, возможно, прославится легкоатлетами

    1635948412

    Дагестан принимает первый фестиваль муралов «Стена»

    1635948208

    Неспортивное поведение чиновников из Дагестана

    1629354254

    В Дагестане принято решение увеличить число электричек на направлении Махачкала–Дербент

    1627752392

    Дорогое авиатопливо в Махачкале бьет по карману пассажиров

    1627752152

    Парки Махачкалы продолжают стремительно коммерциализироваться

    1627334857

    Наши спортсмены непобедимы, потому что привились отечественной вакциной

    Наши авторы

    Алина Орлова

    Алина Орлова

    Не установлено

    Ольга Дьякова

    Ольга Дьякова

    Иван Ставропольский

    Иван Ставропольский

    Демиос Алиев

    Демиос Алиев

    Вилонова Оксана

    Вилонова Оксана