Главная
/
Главные темы

Путин в Дагестане: у ботлихцев и чемпиона UFC Нурмагомедова появились полезные связи

Всё это время Дагестан вспоминал печальную дату, но в то же время пропитанную патриотизмом и доблестью сынов гор и военнослужащих Российской армии.
i
i Фото: i
Всё это время Дагестан вспоминал печальную дату, но в то же время пропитанную патриотизмом и доблестью сынов гор и военнослужащих Российской армии.
В эти дни в республике отмечают годовщину событий 20-летней давности – вторжение банд террористов со стороны Чечни и их разгром, что стало возможным не только благодаря мощи российского оружия и военной силы, но и в результате самопожертвования и отваги дагестанского ополчения, в которое стали с первых же минут записываться даже люди, не имевшие военных навыков. В интернациональное ополчение (Дагестан – самый многонациональный регион России) вошли как мужчины, так и женщины, горянки обеспечивали своим воинам питание, медицинскую и моральную поддержку. Собственно говоря, и не удивительно, что дагестански так же храбры, как и мужчины. Испокон веков Дагестан отбивался от иноземных захватчиков, ибо это край, привлекательный как своим географическим, стратегическим значением (выход к морю, торговые пути, выигрышная территория в политическом плане), так и природными богатствами.

И на защиту родных рубежей нередко вставали и женщины, последовательницы подвига Парту Патимы, легендарной горянки-воительницы, чей образ перекликается с образом французской героини Жанны д’Арк.

Как известно, в конце 90-х годов прошлого столетия с соседней Чечни, пережившей две военные кампании, на территорию российского Дагестана вторглись банды международных террористов, до зубов вооруженные, в количестве более 2 тысяч человек, целая армия, перед которой однако не дрогнули простые сельчане из дагестанских поселений и сотрудники правоохранительных органов.
Первым удар террористической угрозы пришелся на Цумандинский и Ботлихский районы, а затем – Новолакский. У террористов, натянувших религиозные маски и пропагандировавших новое устройство в сфере власти и социума, основанное на, якобы, строгих мусульманских традициях, была цель поскорее соединиться с дагестанскими островками ваххабизма – селами Карамахи и Чабанмахи. Там бы они нашли хоть каких-то местных единомышленников, однако достойные сыны и дочери гор оказали им сопротивление и стали препятствовать их продвижению и пропаганде (бандиты даже налаживали свое телевещание). 

Не слушая увещевания «братьев по вере», пришедших в Дагестан, якобы, вызволять его от власти кяфиров и насаждать свое мироустройство, простые дагестанцы в едином порыве воспротивились тому, что нарушается российская целостность, встает угроза конституционному строю страны и снова захватнически топчется дагестанская земля ногами чужаков.

Не позволив наводить бандитам свои порядки, местное население стало собираться в дагестанское ополчение, в которое вошли не только жители сёл, –куда с трудом, но проникли банды террористов, – но и жители из всех уголков Дагестана.

Пока не подоспели части Российской армии, нашим землякам удавалось сдерживать бандитов, прорывавшихся по другим направлениям в глубь республики. Дагестан понес потери, были убитые и раненые жители и правоохранители, мужественно погибали и российские военные, но полчища международных террористов были разгромлены.

В то время Путин в должности еще председателя правительства РФ вылетел в Дагестан и был в трудную минуту для республики и страны рядом с народом и армией. Его вертолет приземлился в Ботлихе, который в числе первых стал оказывать сопротивление террористам и задержал их наступление. В военном лагере, как незабываемый момент, Владимир Владимирович отложил традиционную стопку в память погибших, сказав, что сначала надо серьезно поработать и снизить террористические угрозы.
Вот дословно его речь, прозвучавшая в то сложное для страны и Дагестана время: 

«Очень хочется по русской традиции и по традиции священной земли Дагестана, где мы с вам находимся, поднять этот бокал и выпить за память тех, кто погиб. Очень хочется выпить за здоровье раненых и пожелать счастья всем, кто здесь находится. Но у нас с вами впереди много проблем и важные задачи, вы это прекрасно знаете. Вы знаете, что планирует противник, и мы это с вами тоже знаем; какие провокации ожидаются в ближайшее время, в каких районах и тд. Мы с вами не имеем права позволить ни секунды слабости себе, потому что, если мы так сделаем, то, получается, те, кто погиб, погибли напрасно. 

Поэтому я предлагаю сегодня эту стопку оставить. Мы обязательно выпьем за них, обязательно! Но пить будем потом, тогда, когда эти задачи принципиального характера, о которых вы все знаете, будут решены».

20 лет назад в Дагестане Владимир Путин восхищался патриотизмом, отвагой дагестанских ополченцев, военных, выигравших вместе со всем дагестанским народом битву против международных банд террористов под руководством Хаттаба и Басаева. Высоко оценил доверие местных жителей к российской официальной власти и по-человечески тепло отзывался о наших земляках.

«Вы проявили настоящий кавказский характер, мужество и самообладание, волю и показали настоящую силу. Хочу сказать: Россия никогда не забудет, что вы сделали сегодня. Дагестан был, есть и будет составной частью Российской Федерации, а это значит, что Россия всегда придет к вам на помощь. Всегда! Она приходила к вам на помощь и раньше, пришла сегодня, придет и в будущем. Я вас сердечно поздравляю с победой, всех вас обнимаю и желаю всего самого доброго, счастья».

Отношение Путина к Дагестану не изменилось и по прошествии двух десятков лет. И каждый приезд в нашу республику для местного населения и представителей власти – событие большой значимости. А нынешний президент Путин в каждый прилет в Дагестан старается посетить места тех памятных военных событий и снова вглядеться в дорогие лица рядовых дагестанцев, встретиться с участниками ополчения и правоохранителями.

Перед последними выборами Путин также последовал своей традиции, из Махачкалы с правительственной площади отправился в высокогорный Дагестан,. И на очередной президентской «прямой линии» он внимательно выслушал обращение активистов Ботлиха с просьбой приравнять тех, кто сражался в августе-сентябре 1999 года в составе дагестанского ополчения к участникам боевых действий. 2 августа 2019 года Путин подписал закон, дающий статус ветерана боевых действий ополченцам, которые помогали защищать Дагестан от террористов в августе-сентябре 1999 года. И вот сегодня, 12 сентября, несмотря на дождливую погоду, в республику прилетел лично.

Встретился в Ботлихе со своими визави по «прямой линии», с местными жителями, участниками ополчения, республиканским, муниципальным руководством.

К Ботлиху у федеральной власти особое отношение: это стратегически важное место на карте Дагестана и России, здесь недалеко базируется военная часть (одна из отдельных горных мотострелковых бригад ВС РФ) и ввиду этого муниципалитет преобразился за эти годы до неузнаваемости: безупречные дороги, аккуратные постройки, развитая инфраструктура, вокруг цивилизация – оттого горное село так и хочется причислить к комфортной городской среде. Самое главное – здесь живут люди, на которых можно положиться. Они это доказали и до сих пор готовы вставать плечом к плечу, если кто-то снова будет угрожать их Родине, Дагестану, России.

В Ботлихе открыт мемориальный комплекс с вечным огнем. К нему российский президент возложил цветы и поклонился перед монументом, символизирующим героев Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, прошедшие Афганские события, и участников боевых событий в борьбе с захватчиками дагестанской земли.

Сразу после церемонии Путин уже не мог вырваться из кольца местных жителей, да и не хотел: по-сыновьи обнимал и целовал горянок, убеленных сединами, жал руки и уважительно приобнимал рядовых дагестанцев, некоторые из них были в орденах, общался с чиновниками. Как всегда дагестанское радушие, кавказское гостеприимство оказались на высоте, Путина и сопровождавших его лиц встретили как долгожданных дорогих гостей, было сказано много теплых слов в адрес Президента, его политических воззрений, высказано восхищение его патриотизму и мудрым решениям.

«При таких замечательных, красивых и добрых женщинах и при таких мужественных, строгих мужчинах в России не может быть какой-то слюнтяй во главе государства. Это само собой разумеется, это по-другому невозможно. А силы и мужество любому главе государства дают люди, вот отсюда все. И я вспоминаю те события, я совершенно искренне говорю, это не для красного словца, вот для меня лично, тогда было чрезвычайно важно то, что здесь произошло, просто абсолютно принципиальная вещь была, потому что я увидел, что люди поддерживают», – ответствовал на это Президент.

Высокого гостя ждал щедро накрытый стол, где, к тому же, сразу бросалось в глаза изобилие фруктов, что так радостно для жителей северных регионов страны. Что примечательно, стол решили выставить высокий, потому что хотели есть и поднимать бокалы стоя – в память погибших в войнах за суверенитет страны и за здоровье раненых в боях ополченцев и правоохранителей.

– Хочу доложить Вам, как верховному главнокомандующему, что в 1999 году я вместе еще с 39 женщинами, представительницами и местной интеллигенции, учителями, врачами, командовала пищеблоком, – обратилась к Президенту одна из пожилых участниц ополчения, руки которой в знак благодарности и уважения Путин еще долго держал в своих и с нежностью смотрел на эту храбрую и добрейшую дагестанку. – И ни один ополченец голодным не остался, все были сыта. И потому победили – благодаря нашей славной армии. 

Дагестан славится своей кухней, все свои кулинарные способности дагестанские женщины применили и тогда, чтобы поддержать защитников Родины.

За столом, безусловно, вспоминали те памятные дни. Выполняя обещание, данное еще 20 лет назад, Путин поднял бокал и выпил со всеми. И признался, что позиция дагестанского народа и республиканской власти стали значимым моментом в истории современной России, которая, как никто, сильно пострадала от терроризма. В 90-е годы и первое десятилетие XXI века в Дагестане и во многих других российских регионах, городах гремели теракты, подчас настолько чудовищные, что весь мир вздрагивал и оплакивал жертв террора, преимущественно носившего маски радикального ислама, который его адепты решили насадить на Кавказе и отделить его от состава РФ, либо строили планы организации радикального логова по всей российской территории. (Позже террор-организация «Исламское государство» почти претворила эти идеи в Сирии, Ливии, где в террористических бандах участвовало немало выходцев из нашей страны. Впоследствии Россия стала той, кто своим оружием и военной мощью помогла освободить Сирию от всеобщего захвата этой черной игиловской чумой).

– Трудно вас поздравлять с юбилеем, – обратился Президент к дагестанцам, –  все же это была трагедия, но должен отдать дань вашему мужеству, – поднял Путин ту самую стопку и, чокнувшись с соседями, выпил.
Недолгая, но весьма кровопролитная война в Дагестане во всех смыслах этого слова жарким августом-сентябрем 1999 года грозила уничтожить в республике то, что так дорого дагестанцам. 

– Если бы не вы, – обратился Президент к собравшимся в Ботлихе на встречу с Путиным, – то ситуация и в Дагестане, и во всей России тогда могла бы развиваться совсем иначе. Важно было показать этим бандам, что народ не с ними. И когда я узнал о вашем решении не пускать их в свое село, я понял, что победы им не видать.

Да и вообще, что это было за люди? Когда они уходили – они грабили дома небогатых сельских жителей, унося оттуда даже их нехитрый скарб, старые телевизоры, грузили на свои машины старенькие холодильники. Бандиты они и есть!

Террористы говорили, что идут под знаменами ислама, но за эти году в Дагестане построено 2000 мечетей. Разве они построили бы столько?

Говорили и о насущных проблемах, подмечая и плюсы. Так местные женщины поддержали разговоры Президента о высокой рождаемости в регионе. Путин при этом одобрительно кивнул в сторону дагестанца, сделавшего ремарку, что будет и больше. Действительно, важен и материнский подвиг, и трудолюбие и чадолюбие кавказских мужчин. Содержать большую семью ведь не легкий труд.

А еще Путин в доверительной беседе с людьми за столом развеял миф о том, что есть, якобы, негласное правило для военкоматов не набирать в большом количестве новобранцев из Дагестана, мол, проблемные они, эти кавказцы. Один горец указал на то, что для Дагестана существует квота – только определенное количество сможет быть зачислено в ряды Российской армии. Этот фактор непопадания в армию очень мешает местной молодежи потом трудоустроиться в силовые структуры. Да и получить высшее образование за пределами Дагестана не каждому дано.

– Никакой команды не принимать ребят с Кавказа нет и быть не может, – ответил Путин. – Наоборот, нам нужны они и в армии, и в полиции. Если где-то бузят парни с Кавказа, то лучше пусть к ним придет их земляк и напомнит о традиции.

Это вообще была моя прямая команда направлять в Сирию побольше военнослужащих-мусульман, чтобы они помогали местной власти следить за порядком. Это чрезвычайно важно! Сирия же – это мусульманская страна в основном. Мусульманский части нашей военной полиции в Сирии местное население доверяет ввиду того, что они друг другу более понятны. И это дает хороший результат.

Ветеран ополчения, ныне директор Ботлихского филиала МФЦ в РД Магомедкамиль Гаджиев, который и поднял за столом с Президентом эту проблему недобора кавказских юношей в ряды Российской армии, акцентировал внимание на своем случае:   

– Мы, чего греха таить, не сразу идем в военкомам, а сначала пытаемся решить через друзей, через связи, – признался он. – Так и с моим сыном. Два раза поступали в разные училища, но не поступили. Но будем поступать еще.

– Ваш сын куда-то поступил? – поинтересовался Президент. – Поехали в Новосибирск, пробовали, не получилось, – ответил дагестанец.

Путин с хитрецой посмотрел на него:
–  Вы сказали, что вам нужны связи. У Вас хорошие связи, – указал на себя глава государства. – Скажите, куда вы хотите поступить, я вам помогу. Остроумие Путина всем известно. Ответный всеобщий смех смехом, но в то, что сын Гаджиева теперь поступит, куда планировал, – уже никто не сомневается.

Говорить о Дагестане и не воспеть его спортивные достижения (в республике культ спорта, много чемпионов), конечно, невозможно. Ввиду того, что сам Президент на короткой ноге со спортом – он мастер спорта по дзюдо и самбо, – Путин подметил, что Дагестан – кузница звезд спорта особенно по боевым видам.  Непередаваемый дух гор, дух победы и пропитаться им атлетов из Сборной России тренер специально отпускал в Дагестан перед Олимпиадой.

Путин рассказал о своих сомнениях таким решением тренера: мол, они там расслабятся – шашлыки, хинкал, тусовки с многочисленными родственниками и друзьями, может, и вино. Тренер уверил: нет, не будут расслабляться. Для дагестанских спортсменов важно ощущать поддержку своих земляков, когда выходишь на ринг, ковер, в октагон защищать честь республики и страны.

Путин отметил: «Один из спортсменов, добившийся высоких результатов на спортивной арене, помню, как-то признался: «Выходил на ковёр умирать». Вот такая мощная внутренняя мотивация! И стал он олимпийским чемпионом».

Огромнейшую поддержку от соотечественников да и всех своих многотысячных фанатов со всего мира ощущает и непобедимый Хабиб Нурмагомедов, – который после сокрушительной победы в прошлом году над эпатажным ирландцем Коннором МакГрегором, переусердствовавшим в оскорблениях в адрес дагестанского спортсмена, его родни и религии и спровоцировавшего Хабиба и после матча кулаками выяснять отношения с командой МакГрегора, на днях, 7 сентября, досрочно, уже в третьем раунде, победил сильного бойца из Америки Дастина Порье.

За поединком россиянина и американца внимательно следил и Путин. В свой приезд в Дагестан Президент воспользовался моментом и встретился с недавно вернувшимся на родину из Абу-Даби, где проходил чемпионат по смешанным единоборствам, чемпионом UFC Хабибом Нурмагомедовым. На встречу с Президентом спортсмен пришел в сопровождении своего отца, своего самого первого тренера, которого тепло встретил Путин и поблагодарил за сына, и Главы РД Владимира Васильева.

Путин обнял Хабиба и сказал много лестных слов его профессиональным талантам. Как человек спортивной закалки и разбирающийся, Путин отметил эффектную работу Нурмагомедова в октагоне, то, что, даже применяя прием удушения, Хабиб не нарушал правила и не переусердствовал, хотя и мог – ввиду своего очевидного силового превосходства над соперником.

И Путин, и его собеседники отметили, что Порье – достойный спортсмен, он адекватный, уважительно относится к своим соперникам и по праву считается сильным в своем виде спорта. Нурмагомедов сказал, что в какой-то момент Порье использовал  свои сильные моменты в стойке, и тогда Хабиб решил для себя прижать американца и, выражаясь бойцовским слэнгом, повозить его, чтобы вымотать.

Путин одобрил, подчеркнув, что таковы правила UFC – использовать для победы то, в чем ты силен. «Ты, Хабиб, непобедим в борьбе, это и надо было использовать. Мы ждали, когда ты с ним станешь снова бороться, и ты всё смог».

По кавказским традициям, Хабиб проявил уважение к Путину как к старшему и поинтересовался его здоровьем. «Всё хорошо, спасибо, – ответил Президент и посетовал только на то, что ввиду частых деловых перелетов по стране приходится переносить смену часовых поясов: «Это нагрузка на организм, часто не можешь заснуть». Ну Хабибу это тоже известно, он же участвует в международных соревнованиях, разъезжает по всему миру.

Спортсмен подтвердил и отметил, что «просёк» то, что легче это переносится, если не перед самым боем прилетать в страну, а за неделю иметь возможность привыкнуть к «местным реалиям». Впереди у Хабиба встреча с многочисленными фанатами-земляками (в Дагестане триумф Нурмагомедова всегда отмечают наиболее массово, продолжительно и громко), у Путина была же еще намечена деловая поездка в Сочи, куда он из Дагестана сразу же и отправился.

  • i

Комментарии (0)

    Новости

    1638262660

    В Дагестане осуждена женщина за призывы к убийству полицейских

    1638135116

    Дагестан, возможно, прославится легкоатлетами

    1635948412

    Дагестан принимает первый фестиваль муралов «Стена»

    1635948208

    Неспортивное поведение чиновников из Дагестана

    1629354254

    В Дагестане принято решение увеличить число электричек на направлении Махачкала–Дербент

    1627752392

    Дорогое авиатопливо в Махачкале бьет по карману пассажиров

    1627752152

    Парки Махачкалы продолжают стремительно коммерциализироваться

    1627334857

    Наши спортсмены непобедимы, потому что привились отечественной вакциной

    1625984829

    В Дагестане снова всоминают подвиг Нурбагандова

    1625567544

    Дагестан потрясло жестокое бытовое убийство

    Наши авторы

    Алина Орлова

    Алина Орлова

    Не установлено

    Ольга Дьякова

    Ольга Дьякова

    Иван Ставропольский

    Иван Ставропольский

    Демиос Алиев

    Демиос Алиев

    Вилонова Оксана

    Вилонова Оксана